Школьные отношения и поведение, опасное для здоровья

Возрастающая учебная нагрузка и здоровье подростков

Подростки в возрасте 15–17 лет сталкиваются с многочисленными нагрузками и проблемами, включая растущие академические требования, изменение социальных отношений со сверстниками. Существует противоречие между необходимостью оптимизировать деятельность образовательного учреждения с целью сохранения здоровья и интенсификацией учебного процесса.

Поэтому большое значение имеет изучение образа жизни подростков, мониторинг его в различных возрастных группах и регионах. Международные отчеты, которые составляются научно-исследовательской сетью HBSC (Health Behaviourin SchoolAged Children), предоставляют наиболее полную, всестороннюю картину состояния здоровья и благополучия подростков.

Материалы и методы исследования по изучению самооценки школьных отношений и опасного для здоровья поведения

Целью исследования, проведенного специалистами ФГБУ «Ивановский НИИ материнства и детства им. В. Н. Городкова», стало изучение самооценки школьных отношений и опасного для здоровья поведения подростков 15–17 лет с помощью анкетирования (n = 340). Использовали стандартную анкету, разработанную международной научно-исследовательской сетью HBSC «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья». Полученные результаты сравнивались с данными обследований по Российской Федерации (n = 1847).

Результаты исследования по изучению самооценки школьных отношений и опасного для здоровья поведения

Согласно результатам исследования, треть подростков (31,3%) часто (четыре-семь раз в неделю) проводят время с друзьями после школы. При этом треть — совсем не гуляют с друзьями. Каждая пятая девушка отметила, что у нее нет подруг. Большинство подростков каждый день контактируют со своими друзьями по телефону и через интернет (63,9%), 10,6% общаются редко.

37% подростков указали, что у них «не всегда все хорошо в жизни», а 8% считают, что у них есть «большие проблемы». Половина участников сообщили, что часто испытывают безразличие (чаще, чем раз в неделю). Оценивали учебу как тяжелую работу 45% опрошенных. Авторы обращают внимание, что ивановским подросткам, по сравнению с российскими школьниками, в 3 раза реже нравится учиться в школе, и они гораздо реже считают своих одноклассников добрыми и отзывчивыми.

На вопрос: «Курил ли ты когда-либо табак (по крайней мере одну сигарету)?» две трети (70%) подростков ответили отрицательно, одна треть — утвердительно. На вопрос о том, курят ли они сейчас и как часто, 90% опрошенных ответили отрицательно, 3% указали, что курят менее одного раза в неделю, 3% — раз в неделю, 4% — каждый день. Ежедневное курение не отрицают 12% подростков РФ и 4% их ивановских сверстников.

Частое употребление крепких алкогольных напитков не отрицали 4% ивановских подростков, пива — 3% и слабоалкогольных напитков — 1%. На вопрос: «Выпивал ли ты когда-нибудь так много алкоголя, чтобы быть по настоящему пьяным?» большинство подростков дали отрицательный ответ, однако 10% подростков г. Иваново и 22% их сверстников из РФ.

Большинство подростков ответили, что «не были инициаторами драк» и не «чувствовали агрессивности со стороны одноклассников», но 17% признались в агрессивном поведении и 20% чувствовали агрессию со стороны сверстников.

Выводы на основании результатов исследования по изучению самооценки школьных отношений и опасного для здоровья поведения

На основании результатов исследования авторы подчеркивают, что выявленные особенности поведения старшеклассников обуславливают необходимость психопрофилактических мероприятий в школе и с семьей, повышение информированности о здоровом образе жизни. Профилактика аддиктивного поведения подростков должна включать разработку и реализацию мероприятий, направленных на обеспечение учащихся информацией о вреде употребления психоактивных веществ.

Источник:

Филькина О. М., Кочерова О. Ю., Малышкина А. И., Воробьева Е. А., Долотова Н. В. Школьные отношения и поведение, опасное для здоровья подростков 15–17 лет. Вестник Ивановской медицинской академии. 2021, т. 26, № 2, С. 21–24.

Глюкозо-галактозная мальабсорбция. Клинический случай
Пищевая аллергия и пищевая непереносимость — в чем разница?
Меню