Когнитивный «портрет» детей с задержкой психоречевого развития

Сложности оценки когнитивного портрета ребенка 5–7 лет с задержкой психоречевого развития (ЗПРР)

Проблема объективной оценки когнитивного портрета ребенка старшего дошкольного возраста (5–7 лет) с ЗПРР связана с отсутствием четких критериев и субъективизмом выводов, которые зависят от настроения и степени контакта с ребенком, опыта и личностных характеристик врача. Результатом гиподиагностики задержек ЗПРР является упущенное время сенситивного периода, которое наиболее благоприятно для проведения лечебно-коррекционной работы (ЛКР). В результате гипердиагностики ребенок может быть определен в школу несоответствующего коррекционного типа, несмотря на парциальную сохранность когнитивных функций (КФ). Необходимы поиск и применение скринингового обследования, позволяющего быстро и объективно оценить когнитивный статус ребенка с целью формирования реальной картины когнитивного профиля.

Материалы и методы исследования по определению структуры нарушений когнитивных функций и психоэмоционального статуса у детей с задержкой психоречевого развития

В поперечное аналитическое исследование, проведенное в Университетской детской клинической больнице клинического института детского здоровья им. Н. Ф. Филатова Сеченовского университета, включили 132 детей (58% — мальчики и 42% — девочки) в возрасте 5–11 лет с направляемым диагнозом ЗПРР. 34 нормотипичных ребенка вошли в группу сравнения и были предварительно осмотрены педиатром, неврологом и нейропсихологом для верификации интеллектуальной сохранности.

Диагностика проводилась с использованием компьютерного комплекса для психофизиологических исследований. Такой комплекс позволяет провести автоматизированное обследование ребенка по психофизиологическим методикам с целью получения объективных характеристик деятельности центральной нервной системы.

Результаты исследования по определению структуры нарушений когнитивных функций и психоэмоционального статуса у детей с задержкой психоречевого развития

Согласно результатам структурного анализа, у детей с ЗПРР наиболее выражены недостаточность речевой функции (98%), недостаточность слухоречевой памяти (73%), дефицит произвольного внимания (63%), несформированность зрительно-пространственной памяти (67%), зрительно-пространственного восприятия (59%), нарушения мышления (50%). Реже встречаются нарушения исполнительных функций (38%) и эмоциональной сферы (14%).

У детей с задержкой развития генетической этиологии чаще отмечается относительная сохранность эмоционального интеллекта и слухоречевой памяти, но в большей мере страдают другие функции (произвольное внимание, зрительно-пространственная память, зрительно-пространственное восприятие и мышление).

У детей с органическим поражением центральной нервной системы чаще, чем в других группах (в 5%), отмечается сохранность способности к формулированию речевого высказывания. Задержка речи в данном случае характеризуется преимущественно нарушениями звукопроизношения, в частности, дизартрией и дислалией.

У детей с задержкой развития с наличием установленного психиатрического диагноза отмечается более выраженный когнитивный дефицит в сравнении с другими группами.

Выводы на основании результатов исследования по определению структуры нарушений когнитивных функций и психоэмоционального статуса у детей с задержкой психоречевого развития

В заключение авторы делают вывод, что использование компьютерных тестовых систем помогает объективно оценить интеллектуальный уровень у детей с ЗПРР. Форма тестирования позволяет более эффективно удерживать внимание пациентов на выполнении заданий, чем при использовании бумажных носителей. Использование компьютерных тестовых систем может не только дополнять стандартное нейропсихологическое обследование, позволяя получать характеристики более широкого спектра когнитивных функций, но и верифицировать его результаты, снижая риск субъективности процесса. Авторы считают, что данная методика может быть рекомендована для широкого применения в практическом детском здравоохранении.

Источник:

Каминская Т. С., Хачатрян Л. Г., Касанаве Е. В., Каминский И. В. Когнитивный «портрет» детей с задержкой психоречевого развития // Лечащий Врач. 2022; 4 (25): 19–26. DOI: 10.51793/OS.2022.25.4.004.

Спектр возбудителей бактериемий у детей
Клинический случай распространенного буллезного импетиго у ребенка
Меню