Феномен детского эмоционального выгорания в условиях детского оздоровительного лагеря

Что такое эмоциональное выгорание?

Эмоциональное выгорание — механизм психологической защиты в форме снижения эмоционального фона в результате определенных психотравмирующих действий. Впервые термин «burnout» («эмоциональное выгорание» или «профессиональное выгорание» в русском языке) использовал Г. Фрейденберг в 1974 г. По мнению ряда авторов, причиной эмоционального выгорания может быть как эмоциональное, так и психофизиологическое утомление. Эмоциональное истощение считают базовой индивидуальной составляющей выгорания, которая проявляется в сниженном эмоциональном фоне и ощущении эмоциональной опустошенности. Деперсонализация — межличностный компонент выгорания, проявляющийся в негативной деформации отношений с другими людьми. Редукция личных достижений представляет собой компонент самооценки, который проявляется либо в негативном отношении к себе, своим способностям и достижениям, либо в ограничении своих возможностей и отказе от обязанностей по отношению к другим. В настоящее время существование эмоционального выгорания в сфере образовательной деятельности подтверждается рядом исследований. Одной из популярных вариаций образовательной среды является образовательная среда летнего детского лагеря. Профессиональный опыт вожатых подтверждает гипотезу о существовании у некоторых детей ближе к концу смены состояния, которое можно назвать эмоциональным выгоранием.

Материалы и методы исследования феномена эмоционального выгорания у детей в детских оздоровительных лагерях

Специалистами Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королева проведено исследование, задачами которого стали: 1) выделение специфических особенностей детского оздоровительного лагеря как образовательной среды; 2) определение предпосылок возникновения эмоционального выгорания у детей в детском оздоровительном лагере; 3) адаптация методики диагностики эмоционального выгорания для детей (опросник Маслач (MBI)); 4) измерение уровней эмоционального выгорания в начале и в конце лагерной смены, и сравнение выявленных показателей с помощью методов математической статистики.

В исследование включили 34 человека в возрасте от 10 до 16 лет, из них 61,76% — мальчики, 38,24% — девочки. Средний возраст детей — 12,44 (σ = 1,65) лет. В качестве испытуемых были выбраны дети из детско-оздоровительного лагеря MULT-FILM (Республика Крым, село Песчаное). Были выбраны 5-й и 16-й дни лагерной смены для проведения первого и второго измерения соответственно.

Результаты исследования феномена эмоционального выгорания у детей в детских оздоровительных лагерях

В качестве экспериментальной гипотезы авторами был выбран тезис «показатель эмоционального выгорания при втором измерении статистически значимо выше, чем в первом».

По результатам проведенного анализа было выявлено статистически значимое (p = 0,035) отличие показателей эмоционального выгорания в начале и в конце лагерной смены, что подтвердило экспериментальную гипотезу. Авторы сделали вывод, что лагерная среда способствует развитию эмоционального выгорания у детей. Такой результат объясняется комплексным воздействием ряда специфических факторов: трудности первичной адаптации, неизбежное непрерывное пребывание в коллективе, изоляция от семьи, интенсивная образовательно-развлекательная программа, незрелость эмоциональной сферы детей, трудности подросткового возраста. Авторы подчеркивают значимость индивидуальных различий в детской популяции, которые обусловливают степень восприимчивости к факторам, вызывающим эмоциональное выгорание. Эти индивидуальные отличия необходимо видеть и учитывать педагогам, которые работают с детьми, а их более конкретное исследование представляет собой возможную тему для будущих исследований.

Заключение на основании результатов исследования феномена эмоционального выгорания у детей в детских оздоровительных лагерях

В заключение авторы исследования подчеркивают, что в настоящем исследовании было подтверждено существование детского эмоционального выгорания, а также выявлено статистически значимое его повышение в конце лагерной смены. Подробного изучения требуют факторы, которые обусловливают высокую восприимчивость ребенка к образовательному стрессу. Это могут быть и индивидуальные особенности, и возраст, и когнитивные установки, и личность педагога, и многое другое. Кроме того, отдельной темой для исследования может стать измерение выгорания детей в других образовательных средах, например, в школах. Школы — более распространенная образовательная среда, и имеет свои специфические черты, которые могут спровоцировать даже большее эмоциональное выгорание. Важной задачей является разработка надежного и валидного опросника, способного измерить детское эмоциональное выгорание в любых образовательных средах.

Источник:

Панина С. Е., Никитин А. В., Самыкина Н. Ю. Феномен детского эмоционального выгорания в условиях детского оздоровительного лагеря // Вестник университета. 2022. № 5. С. 227–235.

Фармакотерапия инсомнии в детском возрасте
Острый вариолиформный парапсориаз Мухи — Габермана
Меню