Влияние домашних животных на психическое благополучие детей

Наличие домашнего животного может оказывать положительное влияние на эмоциональное состояние взрослых и детей. В ряде научных исследований доказано благотворное воздействие питомцев на уровень физической активности ребенка, снижение тревоги и стресса, формирование полезных социальных навыков и другие аспекты развития. Но большинство таких исследований проведено с участием детей, имеющих разного рода проблемы со здоровьем (например, аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности и т. п.). Количество участников в таких научных работах обычно является небольшим.

Ученые из Австралии провели исследование, посвященное оценке влияния домашних животных на нервно-психическое благополучие детей. В нем насчитывалось 10 090 участников. Их средний возраст составил 6,8 лет. Все дети были включены в большое эпидемиологическое исследование, в котором проводился анализ влияния различных факторов на состояние здоровья. Участники разных возрастных групп наблюдались у врачей в течение нескольких лет в 2000-х годах. При этом проводились периодические оценки развития различных органов и систем детей и опросы родителей, посвященные состоянию здоровья детей.

Исследователи выделили подгруппу участников исследования, у которых, согласно заполненным анкетам, были домашние животные. Опрос родителей позволил уточнить, какое это было животное: собака, кошка или другое.

Оценка психического благополучия детей проводилась по валидированному опроснику «Сильные стороны и трудности», который был разработан профессором Лондонского института психиатрии Р. Гудманом в конце 1990-х – начале 2000-х гг. Этот опросник включает 5 шкал: просоциальное поведение, гиперактивность/невнимательность, эмоциональные симптомы, проблемы с поведением, проблемы взаимоотношения со сверстниками. По каждой из указанных шкал можно выявить нормальное состояние, пограничное состояние и наличие отклонений. Данный опросник переведен на многие языки мира и используется в разных странах.

Результаты исследования показали, что наличие любого домашнего животного снижает вероятность отклонений по шкале эмоциональных симптомов (относительный риск [ОР] 0,81, 95%-ный доверительный интервал [ДИ] 0,67–0,99), по шкале проблем взаимоотношения со сверстниками (ОР 0,71, 95%-ный ДИ 0,60–0,84), просоциального поведения (ОР 0,70, 95%-ный ДИ 0,38–0,70).

Наличие собаки снижало вероятность возникновения отклонений по любой из шкал (ОР 0,81, 95%-ный ДИ 0,71–0,93).

Кошки оказывали благотворное влияние на эмоциональную сферу, взаимоотношения со сверстниками и просоциальное поведение.

У детей, имевших любое домашнее животное, чаще, чем среди детей, не имевших никакого домашнего животного, встречались отклонения по шкале гиперактивности/невнимательности. Но исследователи предположили, что отклонения не являются следствием наличия в семье животного. Наиболее вероятно, что родители, у которых дети имеют проблемы с гиперактивностью, чаще приобретают домашнего питомца, чем родители детей, не имеющих таких нарушений.

Наличие других животных, кроме собак и кошек, сопровождалось снижением частоты отклонений по шкале проблем взаимоотношения со сверстниками (ОР 0,76, 95%-ный ДИ 0,59–0,99) и по шкале просоциального поведения (ОР 0,52, 95%-ный ДИ 0,31–0,87).

Таким образом, данное исследование подтвердило позитивное влияние наличия домашнего животного на нервно-психическое развитие детей в Австралии.

Источник:
Christian H., Mitrou F., Cunneen R., Zubrick S. R. Pets are associated with fewer peer problems and emotional symptoms, and better prosocial behaviour: Findings from the longitudinal study of Australian children // The Journal of Pediatrics. 2020 May; 220: 200–206.e2

Международный день недоношенных детей
Многие родители неверно оценивают время, которое их дети проводят с мобильными устройствами
Меню