Социальные сети и младшие школьники

Цифровая грамотность — это совокупность знаний и навыков в области использования цифровых устройств с целью выполнения различных задач: обмен знаниями и информацией; общение с другими людьми; участие в сетевых сообществах; создание и анализ цифрового контента. На сегодняшний день, исследования о влиянии социальных сетей на удовлетворенность жизнью подростков (социальный статус, конфликты в отношениях, эмоциональное благополучие, качество сна, физическая активность, успеваемость в школе), становятся весьма актуальными. Согласно опубликованным данным, родители в США сообщили, что 38 % всех детей в возрасте до 2 лет, 80 % детей в возрасте от 2 до 4 лет и 83 % — в возрасте от 5 до 8 лет использовали мобильные цифровые устройства. Было показано, что более трети европейских детей в возрасте 9–12 лет заявили, что у них есть собственный профиль хотя бы в одной социальной сети. Очевидно, что, так как Интернет может предоставить детям пространство, где они могут уклоняться от контроля взрослых, необходимо понимание осведомленности детей и подростков о параметрах конфиденциальности.

Специалисты из Университета Западного Онтарио (Лондон, Онтарио, Канада) провели исследование, направленное на определение уровня знаний канадских детей в возрасте 6–10 лет об Интернете и социальных сетях.

В рамках внешкольной Программы по укреплению здоровья, целью которой было привитие знаний и навыков здорового образа жизни посредством игры, провели 15-минутное интервью с каждым ребенком в условиях полной конфиденциальности. Для изучения восприятия детьми качества жизни в связи с использованием ими социальных сетей использовали модифицированную версию педиатрической шкалы по оценке качества жизни (Pediatric Quality of Life Inventory, PedsQL). В исследовании приняли участие 42 ребенка, средний возраст составил 7,5 лет.

На вопрос: «Вы знаете, что такое Интернет?» 79 % (33/42) участников описали иконки интернет-браузеров, обозначающие подключение к Интернету. Чаще всего дети считали Интернет источником развлечений («для забавных игр и интересных вещей», «для просмотра YouTube», «для съемок видео»). Также участники исследования описывали интернет как образовательное пространство «для чтения», «для выполнения домашнего задания», «для поиска материала».

57 % (24/42) детей сообщили, что использовали социальные сети. Однако участники не всегда охотно сообщали об использовании социальных сетей, так как родители им не разрешали ими пользоваться. 54 % (13/24) детей сообщили, что публиковали свои имена, фото и видео. 38 % (9/24) респондентов считали, что только близкие родственники и друзья имеют доступ к контенту, который они размещают в социальных сетях. На вопрос, кто помог им загрузить приложения для социальных сетей, 42 % (10/24) детей ответили, что им никто не помогал.

24 участника (те, кто сообщил об использовании социальных сетей) ответили на вопросы анкеты PedsQL. Описывая эмоции, которые возникают при использовании социальных сетей, 71 % (17/24) детей заявили, что никогда не чувствовали грусти или грусти, 63 % (15/24) — указали, что никогда не боялись или были напуганы, и 54 % (13/24) — сообщили, что никогда не злились. Половина респондентов заявили, что у них никогда не было проблем с новыми друзьями, не возникало конфликтных ситуаций в семье, не было трудностей с посещением уроков физкультуры или с какой-либо другой физической активностью.

Авторы подчеркивают, что активное использование социальных сетей детьми 6–10 лет, размещение личной информации, загрузка приложений без должного надзора, вызывает серьезное беспокойство.      При этом дети не осведомлены о том, кто имел доступ к опубликованной ими информации. Ранее опубликованные данные показывают, что многие родители также не знают о политике конфиденциальности в Интернете и о том, как третьи стороны могут собирать и использовать их личную информацию. Поэтому развитие эффективных навыков цифровой грамотности родителей особенно актуально.

Образовательная политика в Канаде, разработанная с начала пандемии COVID-19, способствует обучению учащихся начальной школы через Интернет. Учителя начальной школы имеют возможность интегрировать темы цифровой грамотности в существующие учебные мероприятия.

Авторы считают, что необходимы исследования, изучающие взаимосвязь между использованием детьми социальных сетей, уровнем счастья и результатами обучения, которые могут дополнительно прояснить, в какой степени использование социальных сетей и навыки цифровой грамотности влияют на благополучие детей. Важно изучить взаимосвязь между экранным временем и успеваемостью очень маленьких учеников, особенно в свете перехода к веб-обучению по всей Канаде в период пандемии COVID-19.

Источник:

Donelle L., Facca D., Burke S., Hiebert B., Bender E., Ling S. Exploring Canadian Children’s Social Media Use, Digital Literacy, and Quality of Life: Pilot Cross-sectional Survey Study. JMIR Form Res. 2021 May 26;5(5):e18771. doi: 10.2196/18771.

Острый лимфобластный лейкоз у детей с синдромом Дауна
Клинико-патогенетические варианты задержки роста плода различных сроков манифестации
Меню