Астенический синдром у школьников: от риска развития до диагностики и лечения

Астения переводится с греческого языка как «бессилие». В определении астении ключевыми понятиями являются утомляемость, усталость и слабость. Утомляемость — это уменьшение работоспособности в ходе выполнения какой-либо физической или умственной нагрузки, которую можно измерить, в то время как усталость — это субъективное ощущение утомляемости. Различают физиологическую усталость, возникающую у здоровых лиц после нагрузки и проходящую после отдыха, и патологическую усталость — астению, которая возникает вне связи с нагрузкой и не проходит после отдыха.

Школьники зачастую жалуются на невозможность выполнить задания на уроках физкультуры, необходимость полежать после короткой прогулки и отсутствие чувства восстановления после отдыха, слабость в руках и ногах. Помимо «отсутствия сил» отмечаются рассеянность, быстрая истощаемость, ухудшение памяти, невнимательность, наблюдается снижение умственной активности. У большей части детей повышенная утомляемость и истощаемость во время урока проявляются не в простом выключении внимания, а в двигательном беспокойстве, суетливости. В зависимости от преобладания психоэмоциональных проявлений астенического синдрома (АС) принято выделять два основных варианта: гиперстенический, для которого характерна повышенная раздражительность, обидчивость, возбудимость, и гипостенический — с проявлениями нервно-психической слабости, апатией и безынициативностью, снижением речевой и двигательной активности, слезливостью, нарушением памяти и внимания. Облигатным проявлением АС являются соматовегетативные нарушения, такие как головокружения, головные боли напряжения, тахикардия, лабильность артериального давления, потливость, нарушения терморегуляции, боли в животе, неустойчивый стул.

Реактивная астения возникает у исходно здоровых лиц в условиях биологического и эмоционального стресса, а также в периоде реконвалесценции после инфекционных заболеваний, травм, операций. Первичная, или функциональная, астения развивается у подростков, имеющих физические особенности в сочетании с психастенической структурой личности (астеники, имеющие низкую массу тела, высокий рост, удлиненные конечности, выраженные признаками дисплазии соединительной ткани; неуверенные в себе, тревожные, стрессочувствительные подростки с неадекватным восприятием окружающей действительности). Вторичная астения развивается на фоне различных соматических, неврологических заболеваний и психиатрической патологии.

Следует обратить внимание, что в генезе АС у детей и подростков особое значение приобрело злоупотребление гаджетами. Установлено, что выраженная астения тесно связана со снижением продолжительности ночного сна и нарушением его качества.

Лечение АС напрямую зависит от вызвавшей его причины и основных клинических проявлений. При лечении астении у детей и подростков обязательными являются общеоздоровительные мероприятия и немедикаментозные методы терапии. Это, прежде всего, оптимизация режима дня, физических нагрузок, рациона питания с включением продуктов, содержащих полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК). Обязателен прием витаминно-минеральных комплексов. Возможно назначение адаптогенов: общетонизирующих средств (спирулина, эхинацея, тимьян), средств с умеренным стимулирующим эффектом (солодка, кофейное дерево) и с наибольшим стимулирующим эффектом (женьшень, лимонник китайский, родиола розовая, аралия маньчжурская).

Авторы отмечают целесообразность назначения левокарнитина, воздействующего на один из основных патогенетических механизмов развития астении — энергодефицит. Также в терапии АС особую значимость приобрели аминокислоты — глицин, цистин, глутаминовая кислота.

При гиперстеническом варианте течения АС, протекающего с повышенной возбудимостью, двигательной активностью, расторможенностью, дефицитом внимания, целесообразно применение гопантеновой кислоты.

Таким образом, АС — это нередкая патология в школьном возрасте. Своевременная диагностика и правильный терапевтический подход помогут улучшить качество жизни детей и подростков.

Источник:

Захарова И. Н., Творогова Т. М., Пшеничникова И. И., Сгибнева А. И. Астенический синдром у школьников: от риска развития до диагностики и лечения. Педиатрия. Consilium Medicum. 2021; 1: 76–83.

Внимание – подростковый туберкулез
Синдром Фишера-Эванса: уникальный опыт гематологов НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева
Меню